Волонтеры-медики: Почти у половины школьников Москвы снижена острота зрения

45% школьников Москвы имеют сниженную остроту зрения, а у 10% учащихся наблюдаются изменения характера зрения. Такие результаты дал первичный скрининг, проведенный в рамках Федеральной программы по мониторингу и профилактике ухудшения зрения у школьников.

Организаторами тестирования выступили Волонтерский центр Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова и Всероссийское общественное движение «Волонтеры-медики».

«Исследование зрения у школьников крайне важно для профилактики его нарушений в дальнейшей жизни. Очень здорово, что наши студенты и активисты движения «Волонтеры-медики» взялись за эту работу. Сейчас мы активно проводим ее в московских школах и будем поддерживать инициативу по распространению этой успешной практики в других регионах страны», – отметил проректор по связям с общественностью и воспитательной работе РНИМУ им. Н.И. Пирогова Георгий Надарейшвили.

В исследовании участвовали школьники двух общеобразовательных учреждений Москвы – всего более тысячи учеников с 1 по 11 класс. Тестирование проводилось с помощью компьютерного комплекса «КПА-01-Зрение», который позволяет быстро получить объективные данные.

«Эта программа очень удобна и проста в использовании, волонтёр осваивает ее максимум за 15 минут. Поэтому проведение тестирования не требует высококвалифицированного медицинского персонала, опыта студентов-волонтеров вполне достаточно», – пояснила студентка РНИМУ им Н.И. Пирогова, координатор Федеральной программы по мониторингу и профилактике ухудшения зрения у школьников, активист ВОД «Волонтеры-медики» Ксения Бельская.

Волонтеры исследовали остроту и характер зрения школьников. На тестирование одного ребенка в среднем расходовалось не более пяти минут. Первые результаты показали, что начиная с 4-5 класса, показатели остроты зрения у детей резко снижаются, в том числе отмечается увеличение процента детей со значимой разницей остроты зрения между глазами. Из 1021 школьников, участвовавших в исследовании, 45% имели сниженную остроту зрения. У 10% наблюдался характер зрения, отличный от нормы.

«Мы не ставим диагноз, а предупреждаем о проблеме, – уточнила волонтер РНИМУ им. Н.И. Пирогова Наталья Бандурина. – Цель проекта – не просто проведение скрининга, а формирование сознательного отношения школьников к своему здоровью. Всем родителям, чьи дети попадают в группу риска, даны рекомендации посетить со своим ребенком врача».

В ближайшее время мониторинг зрения школьников будет продолжен. В сентябре 2018 года к проекту, кроме Москвы, присоединятся и регионы. Помимо скрининга федеральная программа предусматривает проведение уроков здоровья и образовательных семинаров для школьников, родителей и учителей, а также издание памяток и брошюр, рассказывающие о принципах охраны зрения.

«Повышение зрительных нагрузок в образовательной среде, насыщенной электронными сервисами, неизбежно создает угрозу патологии зрения. Врачебная практика показывает, что при своевременном обнаружении проблемы, есть реальная возможность остановить негативные процессы и восстановить параметры зрения до нормы, – считает начальник отдела разработки прикладных медицинских технологий и изделий медицинской техники РНИМУ им. Пирогова Алла Стрижебок. – Как ни странно, но ни родители, ни сами учащиеся зачастую не интересуются состоянием зрения. А когда проблема появляется, находят ее решение в ближайшей оптике. Мы бессознательно используем, все то, чем одарила нас природа, а когда здоровье иссякает, оплачиваем заместительный ресурс и живем дальше. Но очки, линзы и хирургия не могут обмануть мозг, а лишь создают иллюзию. Проведение мониторинга зрения школьников и создании на его основе проекта сохранения зрения, возможно, подарит ближайшим поколениям счастье наслаждаться естественным и таким хрупким даром – видеть мир собственными глазами».

Первые результаты мониторинга зрения школьников были представлены на заседании Экспертного совета по вопросам здоровья и физического воспитания обучающихся при Комитете по образованию и науке Государственной Думы РФ.